Гражданско-патриотическое воспитание

 

 

Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы

развернуть

План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

развернуть

План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с педагогами

  1.  

Консультации для педагогов:

- «Как знакомить дошкольников с историей своей страны»

- «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»

- «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников».

В течении года

Дедюль Т.А., заместитель директора

  1.  

Создание игрового уголка по патриотическому воспитанию «Беларуская старонка».

Январь

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования

Февраль

Дедюль Т.А., заместитель директора

  1.  

Создание лэпбука «Мая маленькая Радзіма».

Март

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Мастер-класс «Игры по патриотическому воспитанию – своими руками».

Апрель

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Фотовыставка «Люби и знай родной свой край».

Июнь

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Пополнение методической копилки материалами по гражданско-патриотическому воспитания дошкольников.

В течении года

Воспитатели дошкольного образования

Работа с воспитанниками

  1.  

Тематические беседы с рассматриванием картин, иллюстраций и плакатов.

В течении года

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Проведение виртуальных экскурсий по историческим местам Беларуси, малой родины.

В течении года

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Февраль

Руководитель физ.воспитания, воспитатели дошкольного образования

  1.  

Тематические занятия «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь».

Май

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Тематические занятия «День Победы».

Май

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Конкурс чтецов стихов белорусских поэтов «Люблю мой край, старонку гэту!»

Ноябрь

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Чтение художественной литературы (в соответствие с учебной программой дошкольного образования).

В течении года

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Проведение тематических праздников.

В течении года

Музыкальный руководитель, воспитатели дошкольного образования

Работа с родителями

  1.  

Размещение материалов в информационных уголках для родителей, на сайте учреждения «Как воспитать маленького патриота», «Растим маленького патриота и гражданина» и т.д.

В течении года

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Фотовыставка «Традиции моей семьи».

Август

Воспитатели дошкольного образования

  1.  

Привлечение родителей к подготовке и участию в культурно–массовых мероприятиях учреждения дошкольного образования.

В течении года

Воспитатели дошкольного образования

свернуть

Патриотическое воспитание дошкольников в учреждении образования

развернуть

Патриотическое воспитание дошкольников в учреждении образования

 

Патриотическое  вос­питание в учреждении дошколь­ного образования основывается на планомерной и последова­тельной передаче ребёнку исто­рического и социального опыта белорусского народа, воспита­нии уважения к государствен­ным символам страны. 

Цель патриотического вос­питания дошкольников — фор­мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно­шения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю­бия, сопричастности к совре­менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

Задачи патриотического вос­питания определены в учебной программе дошкольного образо­вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

История Беларуси: воз­никновение и развитие

Задача: формировать перво­начальные представления и эле­ментарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо­словная; памятные места посел­ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории проис­хождения: названия поселка, го­рода, достопримечательностей,

названия республики Беларусь и её столицы;

- содружество с другими государствами: в промышлен­ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ­ние и дальние страны, пред­ставления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо­вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на­правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

Символы Беларуси

Задачи: воспитывать гор­дость и уважение к государ­ственным символам; формиро­вать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: пред­назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ­ственного гимна республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве­ты, которые характерны для Бе­ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

сущность данного направле­ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас­та патриотические чувства свя­заны с дифференциацией основ­ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

Достопримечательности Беларуси

Задачи: развивать любозна­тельность к месту или объекту, которые являются историче­ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши­рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятни­ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно­парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би­блиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: бо­танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производ­ства, промышленности, сельско­го хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развле­чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: про­дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет про­цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре­дой, адаптации к ней и самореа­лизации с учётом индивидуаль­ных возможностей.

Государственные и народ­ные праздники

Задачи: учить осознавать тор­жественность государственных праздников; формировать куль­туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со­временным событиям.

Содержание:

- государственные праздни­ки: День конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба ре­спублики Беларусь и Государ­ственного флага республики Беларусь, День Независимости республики Беларусь (День республики);

- национальные праздники: рождество, коляды, Маслени­ца, Пасха, радуница, Благове­щение, Купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошколь­ного возраста формируются личностные качества: эмо­циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ­ким и окружающим людям, потребность использовать на­копленные эмоционально­прочувствованные знания в творческой деятельности.

Люди, прославившие Бе­ларусь

Задачи: воспитывать уваже­ние к просветителям, нацио­нальным героям, Президенту республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус­стве.

Содержательный компонент направления охватывает по­знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори­ческому наследию и современ­ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен­тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела­тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб­разительность, поэтичность души и другие положительные качества.

Народные промыслы и искусство

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать де­тей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворно­го мира и обогащению предметно-­развивающей среды учреждения дошкольного образования; раз­вивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: тка­чество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

- народная медицина: исполь­зование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышив­ка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, под­готовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

содержательный спектр на­правления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические,

языковые, культурные, эсте­тические. Предполагается ак­тивное познание окружающего мира: природного и предметно­го; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлеж­ности к белорусской культуре и искусству.

Белорусское народное творчество

Задачи: формировать готов­ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче­ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, по­тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные му­зыка и танцы; белорусские на­родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в да­лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли­кация соломкой; вытинанка; ху­дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по­каз, участие);

- белорусский народный эти­кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные ко­стюмы: материал, элементы, худо­жественное оформление, способ ношения частей костюма.

содержание направления от­ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис­полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Содержание патриотическо­го воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтап­ного познавательного про­цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова­тельные области. От младшей до старшей группы содержание каждого направления обога­щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя­ются различные его средства и методы.

свернуть

Консультация для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников учреждения дошкольного образования»

развернуть

14.03.2023

Сёння ў нашай рубрыцы мы раскажам пра гуканне вясны.

Жaвapoнaчкi, пpыляцiцe,
Цёплa лeцeйкa пpыняciцe,
A зiмaчкy пpыбяpыцe…

Bяcнянкi — жaнpaвaя paзнaвiднacць кaляндapнa-aбpaдaвaй лipыкi (гл.: aбpaдaвaя пaэзiя); нapoдныя пecнi, якiя cпявaюць paнняй вяcнoй (пaчынaючы з 1 caкaвiкa) y чac гyкaння вяcны,«aдмыкaючы» вяcнy i «зaмыкaючы» зiмy

Bяcнянкi звязaны з iншымi пecнямi вecнaвoгa цыклa — юpaўcкiмi, вeлiкoднымi, тpaeцкiмi, якiя aдпaвeднa cпявaлicя нa Юp’я (Юpый лiчыўcя aпeкyнoм жывёлы), нa Bялiкдзeнь (вaлaчoбныя пecнi), нa Cёмyxy (Tpoйцy; Cёмyxa пpыпaдae нa cёмы тыдзeнь пacля Bялiкaдня).

У вяcнянкax aпявaeццa вecнaвoe aбyджэннe пpыpoды, пpылёт птyшaк, выкaзвaeццa нaдзeя ceлянiнa нa дoбpы гoд, бaгaты ўpaджaй, вepa дзяўчaт y дoбpae зaмyжжa i гэтaк дaлeй.

06.02.2023

РАСЦЁМ БЕЛАРУСАМI🇧🇾!

Сёння ў нашай рубрыцы мы раскажам пра зімовыя святы ў Беларусі.

Жыццё ў сёлах, невялікіх мястэчках было звязана з вялікай колькасцю цяжкай фізічнай працы. Аднак беларусы цудоўна ўмелі адцягвацца ад побыту і весяліцца.

❄️ Карачун
Славянскае свята, прысвечанае зімоваму сонцастаянню. Прыходзіцца на 21 - 22 снежня. Па паданні, Карачун разам са сваімі памагатымі ваўкамі і мядзведзямі-шатунамі штодня кароціў дзень.
❄️ Каляды
Класічны прыклад зліцця хрысціянскіх і паганскіх традыцый. Святочны перыяд пачынаўся Куццю — ноч з 24 на 25 снежня. У перыяд Каляд моладзь прыбіралася і хадзіла па дамах. Разыгрываліся сцэнкі, пад песні і танцы калядоўшчыкі прасілі ў народа пачастунак і падарункі.
❄️ Грамніцы
Даводзіцца на 15 лютага па новым стылі. Па павер'ях. Гэта адзіны зімовы дзень, калі можна пачуць навальніцу. Грукат здараецца ад сутыкнення зімы і вясны. Пазней свята злілося з хрысціянскім Стрэчаннем.

 

01.02.2023


Сёння ў нашай рубрыцы мы раскажам пра беларускіх мастакоў, якіх павінен ведаць кожны.

🖼️Іван Хруцкі
Іван Хруцкі вядомы перадусім як аўтар нацюрмортаў, якія зрабіліся класікай беларускага і еўрапейскага мастацтва. Між тым пэндзлю Хруцкага належыць некалькі партрэтаў, без якіх цяжка ўявіць працы ХІХ стагоддзя па гісторыі нашага краю.
🖼️Вітальд Бялыніцкі-Біруля
Варта згадаць і аднаго з самых значных мастакоў у гісторыі нашай краіны, акадэмiка жывапiсу, народнага мастака Беларусі, ганаровага акадэмiка Акадэміі навук.
🖼️Марк Шагал
Дзякуючы каханню Марка Шагала свет атрымаў такія выдатныя творы, як «Над горадам», «Праменад», «Двайны партрэт з бакалам віна» і г. д. Усе гэтыя карціны дыхаюць свежасцю, хрупкасцю, нібыта напісаныя ў адно імгненне, адным памкненнем душы.
🖼️Зоя Літвінава
Шмат хто ведае Літвінаву перадусім як знаную манументалістку, аўтарку надзвычай выразных, адметных паводле кампазіцыі і вобразнай дакладнасці вялікіх пано і роспісаў.

 

«Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников учреждения дошкольного образования»

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, актуализируется проблема воспитания маленького гражданина и патриота своей страны.

    Патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

   Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны

  • высокая восприимчивость,
  • легкая обучаемость,
  • безграничное доверие взрослым,
  • стремление подражать им,
  • эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

  Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

    С этой целью с детьми организуются:

  • занятия,
  • игры,
  • беседы,
  • разные формы познавательной практической деятельности,
  • художественная деятельность,
  • праздники и развлечения;
  • труд;
  • образовательные услуги.

Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

   Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования и в программе для специальных дошкольных учреждений Ю. Н. Кисляковой, Л.Н. Мороз «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». Образовательные программы акцентируют данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

   Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.

   Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.

   Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю.

 

Информацию подготовила: Дедюль Т.А., заместитель директора

свернуть