Информация о реализации проекта

База инновационной деятельности:государственное учреждение образования «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»

Сроки реализации инновационного проекта: 2018 – 2021 годы.

Руководитель инновационного проекта: Чабай Татьяна Иосифовна, директор государственного учреждения образования «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа».

Консультанты инновационного проекта:

Осипов Алексей Иванович, заведующий кафедрой философии учреждения образования «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси», доктор философских наук, профессор; тел./факс: +375 17 284 24 55, е-mail: ipnk@list.ru;

Финькевич Людмила Владимировна, заведующий кафедрой психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка», кандидат психологических наук, доцент; тел. +375 44 7011220 (Vel);

Бройко Александр Васильевич, директор общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой»; тел. +375 29 2535616 (МТС), е-mail: ЕvfrosiniaРolotskaya@ yandex.ru.

 

Целью инновационной деятельности государственного учреждения образования «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» является повышение уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в современном образовательном пространстве посредством реализации регионального социокультурного кластера.

Задачами являются:

разработать систему организационно-управленческого обеспечения по формированию нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера;

организовать систему научно-методического и организационно-методического сопровождения инновационной деятельности, обеспечивающую личностное профессиональное развитие педагога в области нравственного развития обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа;

обеспечить комплекс психолого-педагогических, информационных и материально-технических условий по созданию образовательной среды; расширить образовательную среду на основе взаимодействия с региональным социокультурным кластером и структурами Белорусской Православной Церкви в рамках нормативных и правовых документов и с согласия законных представителей;

накопить учебно-методическую базу по духовно-нравственному воспитанию с перспективой преобразования её в ресурсный центр;

повысить уровень профессиональной компетенции педагогических работников в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе христианских ценностей через работу методических формирований, систему повышения квалификации и самообразование.

Школа призвана актуализировать в сознании вступающего в жизнь поколения истинные духовные ценности своего народа, должна помочь сравнить и осмыслить нравственный облик современного человека и традиционный уклад жизни нашего народа в прошлом, сориентировать ребенка на настоящие нравственные ценности, привить ему уважительное отношение к людям и обществу в целом, научить различать добро и зло, научить милосердию и покаянию, любви к Родине и своему народу.

Православная вера дает нам правила самой высокой нравственности. Воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны взаимоотношений человека с миром: на его эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Наиболее продуктивный путь решения современных социальных проблем в сфере воспитания подрастающего поколения – это объединять усилия учреждений образования, культуры, Белорусской Православной Церкви и общественности в воспитании подрастающего поколения на фундаментальных традиционных духовных и нравственных ценностях белорусского народа, распространять опыт сотрудничества органов управления образованием, учреждений образования и Православной Церкви.

В ходе реализации инновационного проекта мы строго соблюдали основные принципы духовно-нравственного воспитания: объективный подход к любому предмету анализа, ненасильственное воздействие на эмоциональную сферу, строгое соблюдение прав человека на достойную информацию и свободу высказывания своих убеждений, принцип непрерывности. Духовно-нравственное воспитание не разовая акция, а непрерывный и долгосрочный процесс, его результаты могут быть видны только спустя годы.

Для решения задач, поставленных на период реализации инновационного проекта, было сделано следующее:

пополнен библиотечный фонд учреждения литературой по духовно-нравственному обучению и воспитанию;

создан уголок првославной культуры, материал которого используется при проведении факультативных и учебных занятий;

организованы и проведены поездки и экскурсии культурологической направленности;

проведены мероприятия, посвященные православным праздникам (Рождество Христово, Пасха, Покров Пресвятой Богородицы), разработаны сценарии этих мероприятий;

создан электронный банк факультативных занятий и внеклассных мероприятий;

организовано взаимопосещение учебных и факультативных занятий, воспитательных мероприятий в рамках реализации проекта;

педагогами инновационной площадки представлен опыт работы на страницах печатных изданий: «Настаўніцкая газета» № 42, 11.04.2020 (автор Чабай Т.И.); «Настаўніцкая газета» № 77, 11.07.2020 (автор Левицкая О.В.).

функционирует многотиражная школьная газета «Орбита», на страницах которой освещаются не только основные события школьной жизни, мероприятия и достижения, но и печатаются статьи и материалы тематики инновационного проекта.

С целью создания информационно-насыщенной среды на сайте учреждения пополняется раздел «Инновационная деятельность», который отражает вопросы реализации проекта.

Расширению образовательной среды, основанной на целенаправленном и плодотворном взаимодействии с региональным социокультурным кластером и структурами Белорусской Православной Церкви, способствовали подготовка и проведение различных мероприятий посвящённых праздникам православного календаря. В соответствии с планом реализации инновационного проекта регулярно организуются встречи учащихся со священнослужителями Православной Церкви, диалоги священников с учащимися, педагогами  и родителями. Проводились выставки-ярмарки к Рождеству и Пасхе, недели православной книги, тематические выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В учреждении образования организована работа родительского клуба «Школа любви», в рамках которого прошли мероприятия, направленные на повышение уровня духовных ценностей в семейном воспитании: «Под сенью материнской любви», «О целостности ума и целомудрия», «Семья – волшебный символ жизни», «Воспитание в семье»,  «Чистые сердцем», «С чего начинается семья?», «Учимся растить любовью», «Мужчина и женщина, муж и жена, отец и мама».

Постоянно проводились экскурсии учащихся учреждения в храмы города и района, паломнические поездки.

В основу реализации инновационного проекта был положен принцип взаимодействия с ГУО «Березинский аграрно-технический профессиональный лицей», ГУО «Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей» и православными приходами Воложинского благочиния,  принцип социального партнерства с Городьковским филиалом ГУО «Воложинская детская школа искусств», государственным учреждением образования «Центр творчества детей и молодёжи Воложинского района», УК «Воложинский районный центр культуры», УК «Подберезский сельский центр культуры», УК «Дубинской сельский центр культуры».

С 2017 года осуществляет свою деятельность волонтёрский отряд «Открытые сердца». Волонтёры оказывают посильную помощь людям с ограниченными возможностями, престарелым, одиноко проживающим гражданам, ветеранам. Ежегодно органами самоуправления в сотрудничестве с волонтёрами проводится акции «Дом без одиночества», «Доброта вокруг нас», «Тёплый дом», «Ветеран живёт рядом», «Чудеса на Рождество».

На протяжении реализации инновационного проекта педагогический коллектив убедился в правильности выбора темы, стратегии, тактики реализации инновационной модели. Педагогический коллектив учреждения считает, что работа по реализации инновационного проекта оказывает влияние не только на формирование положительных нравственных личностных качеств учащихся, но и на профессиональное развитие и самосовершенствование педагогов. Приобщение участников образовательного процесса к традициям православной духовности и культуры помогает формированию ценностно-смысловых компетенций, нравственных ориентиров, активной гражданской позиции; повышению уровня знаний о православной культуре, духовных традициях белорусского народа; снижению уровня правонарушений в микрорайоне; воспитанию истинного патриотизма, гордости за свою страну; формированию уважения к историко-культурному наследию и к памяти предков.

Системное формирование инновационной культуры осуществлялось через повышение квалификации участников инновационного проекта на курсах, семинарах.

Результативность инновационной деятельности можно определить только при наличии четких критериев оценки. Одним из основных критериев для нас является воспитанность учащихся. Результаты анкетирования учащихся, занятых в реализации инновационного проекта, показали рост уровня воспитанности по всем параметрам исследования, что свидетельствует об эффективности инновационной работы.

Исследования по методике социометрии также показали более высокий уровень взаимоотношений в классных коллективах, занятых в реализации инновационного проекта.

Наблюдается положительная динамика  в следующих направлениях: знание основ государственной и церковной политики в области духовно-нравственного воспитания, семейного строительства, гендерных отношений,  знание культурных и семейных традиций белорусского народа, нравственных основ жизни; положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся.

Сроки реализации нашего инновационного проекта закончились, но у педагогического коллектива имеется  много нереализованных идей. Поэтому хотелось бы принять участие в новом инновационном проекте «Внедрение модели этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»