Программа реализации инновационного проекта «Внедрение модели этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа» на 2021 – 2026 годы
І этап: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
(Март – апрель 2021 г.)
Обдумывание теории и практики, обсуждение идеи на всех уровнях, принятие коллективом идеи, составление инновационного проекта, оформление необходимых документов на реализацию проекта.
Содержание работы |
Информационно- методическое обеспечение |
Самоконтроль и мониторинг |
Подведение итогов |
||
С педагогами |
С воспитанниками и учащимися |
С родителями |
|||
Обсуждение идеи инновационного проекта, определение желающих участвовать в его реализации, знакомство с целями и задачами проекта
|
Опросы воспитанников и учащихся, определение желающих участвовать в работе по проекту, формирование групп по направлениям с учётом возрастных особенностей, знакомство с целями и задачами |
Родительские собрания, беседы и опросы родителей с целью выявления желающих участвовать в реализации проекта, знакомство с целями и задачами инновационного проекта |
Создание в методическом кабинете первоначальной базы данных по проекту, выставка методических наработок, литературы, программ, сценариев по теме проекта. Размещение материалов проекта на сайте учреждения образования во вкладке «Об учреждении» в разделе «Инновационная деятельность», во вкладке «Дошкольное образование» в разделе «Каб мова родная гучала» |
Обработка опросов, подведение результатов, предварительное формирование групп воспитанников и учащихся и творческих групп педагогов, составление инновационного проекта, оформление необходимых документов для начала реализации проекта |
Расширенный методический совет учреждения по результатам первого этапа |
ІІ этап: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
(Май – август 2021 г.)
Диагностика готовности и мотивации деятельности по реализации проекта, уровень профессионализма и компетентности педагогов, готовность методической и психологической служб учреждения к организации и сопровождению проекта; степень включенности родителей, наличие необходимого потенциала и дополнительных ресурсов.
Содержание работы |
Информационно- методическое обеспечение |
Самоконтроль и мониторинг |
Подведение итогов |
||
С педагогами |
С воспитанниками и учащимися |
С родителями |
|||
Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов и мотивации их готовности к работе по реализации инновационного проекта |
Диагностика уровня знаний, умений и навыков воспитанников и учащихся, состояния здоровья, их готовности и мотивации участия в инновационном проекте |
Диагностика степени включенности родителей в педагогический процесс и осмысления ими целей и задач совместной работы |
Доступность необходимой литературы и материалов по проекту для всех участников образовательного процесса. |
Подведение итогов диагностик и оформление результатов, формирование групп учащихся по факультативам, МО и творческих групп педагогов, планирование работы |
Заседание методического объединения педагогов, занятых в инновационном проекте, по результатам второго этапа. Инструктивно-методическое совещание |
ІІІ этап: ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ
(Сентябрь 2021 г.)
Приказ по учреждению, утверждение функциональных обязанностей участников инновационного проекта, определение задач деятельности и прогнозных результатов, составление программ и планов по реализации проекта, определение основных направлений исследований, форм мониторинга и самоконтроля, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции, возможные трудности и пути их преодоления.
Содержание работы |
Информационно- методическое обеспечение |
Самоконтроль и мониторинг |
Подведение итогов |
||
С педагогами |
С воспитанниками и учащимися |
С родителями |
|||
Обсуждение и распределение функциональных обязанностей участников инновационного проекта, определение задач, утверждение планов реализации проекта |
Знакомство воспитанников и учащихся с программой, планами работы, направлениями, задачами и требованиями к участникам проекта, вовлечение воспитанников и учащихся в мероприятия по реализации проекта |
Знакомство родителей с программой, планами работы, направлениями, задачами, требованиями и возможностями их участия в реализации проекта |
Изучение наличия необходимой литературы и материалов в библиотеках, систематизация литературы и материалов по теме проекта |
Приказ по учреждению, утверждение функциональных обязанностей, утверждение программы и планов работы, определение задач психологического сопровождения, форм самоконтроля и мониторинга, форм отчётности |
Педсовет: обсуждение программы и планов работы по реализации проекта. МО педагогов – участников проекта по результатам третьего этапа |
ІV этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ (этап реализации)
(Сентябрь 2021 г. – март 2026 г.)
Организация работы по выполнению планов и программ инновационной деятельности. Систематическое наблюдение за процессом, методиками, механизмом, информационными потоками, анализ полученных результатов. Регулирование процесса, необходимая коррекция, стимулирование участников. Изучение наиболее эффективных методов работы, организация обмена опытом, профессиональные портфолио, инструктивно-методические совещания, система постоянной учёбы кадров (семинары, практикумы, рекомендации и т.д.), самообразование. Контроль за уровнем обученности, воспитанности и состоянием здоровья обучающихся. Контроль уровня компетентности и удовлетворенности участников инновационного проекта.
Содержание работы |
Информационно- методическое обеспечение |
Самоконтроль и мониторинг |
Подведение итогов |
||
С педагогами |
С воспитанниками и учащимися |
С родителями |
|||
Организация работы по реализации проекта в соответствии с программой и планами. Организация работы методического объединения и творческих групп педагогов, организация работы по самообразованию. Проведение семинаров, научно-практических конференций, инструктивно-методических совещаний, творческих отчётов. Взаимопосещение занятий и мероприятий. Исследовательская работа педагогов. Изучение опыта работы по данному направлению. Разработка сценариев праздников и мероприятий. |
Организация работы с воспитанниками и учащимися по направлениям проекта в соответствии с их желаниями и возможностями. Диагностическая работа с целью информационного обеспечения реализации проекта, выбора средств и форм психологического сопровождения. Организация мероприятий и семейных праздников, посещения храма, встреч со священнослужителями, выставок детского творчества, акций, походов, поездок, экскурсий и т.д. Исследовательская и краеведческая работа с воспитанниками и учащимися. Участие в конкурсах и смотрах. Наблюдения, беседы, анкетирование |
Тематические родительские собрания с целью более глубокой осведомленности родителей и их участия в планах реализации проекта. Участие в подготовке и проведении совместных праздников и мероприятий, встреч и бесед, походов и экскурсий и т.д. Опросы, анкеты с целью выявления психологического микроклимата в группах воспитанников и учащихся и семье, психолого-педагогические консультации для предотвращения конфликтных и стрессовых ситуаций и формирования положительной мотивации.
|
Накопление и систематизация литературы, методических материалов и разработок, сценариев и т.д. Разработка и усовершенствование программ по разным направлениям проекта. Создание и пополнение электронной методической базы по проблемам этнической социализации личности. Сбор и оформление лучших материалов и разработок. Организация сотрудничества с церковными библиотеками, районным и областным методическими кабинетами. Оформление фото и видео материалов, участие в конкурсах методических разработок. Организация сотрудничества со СМИ, размещение информации о ходе реализации проекта на сайте учреждения образования |
Организация самоконтроля и мониторинга по основным направлениям: выполнение учебных программ, уровень знаний, умений и навыков обучающихся, индивидуальный подход, продуктивность работы педагога, уровень воспитанности, ЗОЖ и т.д. повышение квалификации, МО, самообразование, педагогический опыт и т.д. Психологический аспект: степень комфорта (дискомфорта), предупреждения конфликтов и т.д. Обеспеченность: выполнение санитарно-гигиенических норм, наличие необходимой материальной. базы. Составление информации о промежуточных результатах |
Педсоветы, инструктивно-методические советы, совещания по ходу и результатам реализации проекта. Творческие отчёты педагогов, презентации, выставки методических разработок, сценариев, фотоматериалов и т.д. Обобщение опыта работы. Отчёты по результатам реализации проекта за каждый год работы и в конце отведённого периода. Подготовка материалов для публикации в газетах и журналах |
V этап: ОБОБЩАЮЩИЙ
(апрель – май 2026 г.)
Анализ полученных результатов и опыта работы, описание опыта работы и оформление необходимых материалов, презентация результатов деятельности по реализации проекта в своем коллективе и вышестоящих организациях.
Содержание работы |
Информационно- методическое обеспечение |
Самоконтроль и мониторинг |
Подведение итогов |
||
С педагогами |
С воспитанниками и учащимися |
С родителями |
|||
Анализ результатов и опыта работы по реализации проекта, описание опыта и оформление материалов, составление отчётов участников реализации проекта о проведённой работе, презентация опыта в коллективе учреждения |
Рефлексивное обсуждение опыта совместной работы с учащимися, опросы, изучение мнения обучающихся. Беседы, наблюдения, опросы, анкетирование |
Родительские собрания с поведением итогов работы по реализации проекта, анализом полученного опыта и обсуждением перспектив дальнейшей работы |
Систематизация всей необходимой информации, литературы, методических и научных разработок, фотоматериалов, сценариев и отчётов в методическом кабинете. Организация дальнейшей работы Этнического уголка учреждения, размещение информации о ходе реализации проекта на сайте учреждения образования |
Подведение итогов, анализ работы, оформление необходимых документов, материалов и отчётов |
Педсовет: отчёт руководителя и участников инновационного проекта. Информация в СМИ |
VІ этап: ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
(Май – июнь 2026 г.)
Подготовка методических рекомендаций. Перенос опыта работы по этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в практику всего педагогического коллектива учреждения, других учреждений образования.
Содержание работы |
Информационно- методическое обеспечение |
Самоконтроль и мониторинг |
Подведение итогов |
||
С педагогами |
С воспитанниками и учащимися |
С родителями |
|||
Продолжение работы по различным направлениям семейного, социального, духовно-нравственного воспитания, используя накопленный опыт. Оказание методической и практической помощи педагогам учреждения и других учреждений |
Продолжение работы с обучающими (по их желанию) по различным направлениям семейного, социального, духовно-нравственного воспитания, более глубокого изучения православных традиций и ценностей белорусского народа |
Продолжение работы с родителями по отлаженным планам, согласованное взаимодействие по воспитанию обучающихся на православных традициях |
Работа по совершенствованию семейного, социального, духовно-нравственного воспитания с учётом полученного опыта и наработанных материалов |
Комплектация групп обучающихся для продолжения работы, методическая помощь педагогам учреждения и других учреждений, пропаганда опыта семейного, социального, духовно-нравственного воспитания |
Оформление методических рекомендаций для продолжения и совершенствования работы по этнической социализации личности воспитанников и обучающихся на православных традициях белорусского народа |