Профориентация

УО «Минское суворовское военное училище»

развернуть

Дни открытых дверей

27 ноября 2021 года, 5 февраля и 30 апреля 2022 года с 10.00 до 13.00 в учреждении образования «Минское суворовское военное училище пройдут Дни открытых дверей.

В программе дней открытых дверей: встреча с командованием училища, ознакомление с условиями жизни и быта суворовцев, элементами учебно-материальной базы; разъяснение особенностей поступления в учреждение образования «Минское суворовское военное училище» в 2022 году. Кроме того, на дне открытых дверей будут присутствовать начальники отделов и служб, педагоги, медицинские работники, которые смогут ответить на все интересующие вопросы в отношении начала и проведения приемной кампании, подачи и оформления документов для поступающих, проведения и подачи апелляций, особенностей при поступлении.

Справочную информацию по Дням открытых дверей, особенностям поступления и подачи документов можно получить по телефонам: 363-04-78; 297-29-00 и на сайте Минского Суворовского военного училища: «http://www.msvu.mil.by».

 

свернуть

ГУО "Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей"

развернуть

Tqfj6IG1Ixc (1)

Ссылка на видеоролик  https://youtu.be/d_W8PwF8OWg

 Ссылка для скачивания видео https://drive.google.com/file/d/1nAnuCOHax9M2AXu3N1zlSlp4wS5eLzyV/view?usp=sharing

свернуть

О преимуществах аграрного образования

развернуть

Информация по приему в учреждения аграрного образования в 2021 году

  В эти дни тысячи молодых людей проходят испытания на знания – в стране стартовала вступительная кампания. Скоро абитуриенты отправятся в приемные комиссии.

Проблема кадров актуальна сегодня для многих отраслей, не является исключением и агропромышленный комплекс.

Основным источником пополнения кадрового состава сельскохозяйственных организаций республики является подготовка специалистов в учреждениях аграрного образования. В настоящее время специалистов-аграриев по всему спектру востребованных специальностей в основном готовят с высшим образованием – четыре вуза: Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (г. Горки); Белорусском государственном аграрном техническом университете (г. Минск); Гродненском государственном аграрном университете (г. Гродно) и Витебской государственной академии ветеринарной медицины (г. Витебск), со средним специальным – 27 колледжей.

Сегодня на законодательном уровне предоставлены широкие возможности для поступления молодежи на сельскохозяйственные специальности в учреждения аграрного образования и дальнейшей трудовой деятельности. Таких льгот нет ни для одной отрасли.

В текущем году на 2 дня увеличены сроки приема документов в аграрные вузы на сельскохозяйственные специальности. Так,для обучения в дневной форме за счет средств республиканского бюджета, приемна сельскохозяйственные специальности будет осуществляться с 20 по 28 июля,на несельскохозяйственные – с20 по 26 июля.

Для обучения на платной основе прием документов со сдачей вступительных экзаменов в вузе на сельскохозяйственные специальности будет осуществляться с 20 по 28 июля, без сдачи экзаменов на сельскохозяйственные специальности – с 20 июля по 10 августа, на несельскохозяйственные специальности – с 20 июля по 9 августа.

Вступительные испытания по профильным предметам будут проводиться с 29 июля по 4 августа, зачисление в вузы для обучения за счет средств бюджета – по 5 августа, на платной основе – по 11 августа.

Что касается вступительных испытаний, то абитуриенты, поступающие после окончания средней школы на сельскохозяйственные специальностям, могут предоставлять 2 сертификата ЦТ, при этом оценки по профильным предметам должны быть не ниже 7. Если результаты тестирования абитуриента не устраивают, или он не участвовал в тестировании и не имеет соответствующих сертификатов, то он может сдать два вступительных экзамена в самом вузе.

Лицам, поступающим на несельскохозяйственные специальности, необходимо предоставить в приемные комиссии вузов три сертификата ЦТ не ниже 20 баллов по первому предмету профильных испытаний, 10 – по второму (15 баллов только по иностранным языкам) и 10 баллов по белорусскому или русскому языку.

Для абитуриентов, планирующих сдавать вступительные экзамены в вузах, организованы краткосрочные подготовительные курсы, которые помогут поступающим получить дополнительные знания по профильным предметам вступительных испытаний, на время прохождения курсов им предоставляется возможность проживания в общежитиях.

В текущем году в аграрные вузы планируется зачислить 5703 студента, из них: в дневной форме обучения за счет средств бюджета – 2321 чел., на платной основе – 514 чел.; в заочной форме обучения за счет средств бюджета – 730 чел., на платной основе – 2138 чел.

Есть определенные преференции и для ребят, желающих поступать на сельскохозяйственные специальности в аграрные колледжи. Зачисление в колледжи на сельскохозяйственные специальности очной формы обучения за счет средств бюджета после 9 и после 11 классов осуществляется по конкурсу среднего балла документа об образовании.

Вступительная кампания в колледжи пройдет с 20 июля по 18 августа.

Прием документов от абитуриентов, поступающих в колледжи на основе общего среднего образования (11 классов) и профессионально-технического с общим средним образованием будет осуществляться:за счет средств бюджета – с 20 июля по 12 августа;на платной основе – с 20 июля по 18 августа.

Абитуриенты, поступающие после 9 классов,смогут подать документы в колледжи с 20 июля по 3 августадля обучения за счет средств бюджета и с 20 июля по 14 августа– наплатной основе.

Хочется обратить внимание, что сегодня выпускники колледжей, имеют возможность продолжить обучение в аграрных вузах и получить высшее образование по соответствующим или родственным специальностямв сокращенные сроки. При поступлении на сокращенный срок обучения они сдают в вузе два вступительных экзамена по профильным учебным дисциплинам, которые изучались в колледже.

С учетом специфики сельскохозяйственного производства прием на заочную форму обучения в аграрные вузы и колледжи осуществляется в осенне-зимний период. В вузы документы будут приниматься с 15 ноября по 5 декабря, вступительные экзамены пройдут с 6 декабря по 15 декабря, зачисление – по 20 декабря. Поступающие,для получения высшего образования в заочной форме обучения на сельскохозяйственные специальности, по аналогии с дневной формой обучения предоставляют 2 сертификата ЦТ по профильным предметам или сдают по ним 2 экзамена в вузе.

Прием документов от желающих получить среднее специальное образование в заочной форме за счет средств бюджета или на платной основе по сельскохозяйственным специальностям будет осуществляться с 1 октября по 30 ноября.

Минсельхозпрод заинтересован в том, чтобы на сельскохозяйственные специальности поступала молодежь знакомая со спецификой деревенского уклада жизни, работой в поле и на ферме. Такие ребята после окончания учреждения образования быстрее адаптируются на производстве и лучше закрепляются на селе. В этом плане Министерством делается акцент на целевую подготовку специалистов. В текущем году учреждения высшего аграрного образования планируют зачислить на обучение по целевым договорам 1292 студента.

В целях привлечения для поступления в аграрные вузы и колледжи ориентированных абитуриентов, знакомых с сельским укладом жизни и производством, с 2018 года в школах открыты профильные классы аграрной направленности. В 2020 году состоялся первый выпуск учащихся профильных классов в количестве 1160 человек, из их числа специальности связанные с сельским хозяйством выбрали 266 чел. (22,9%).

Выпускники профильных классов аграрной направленности, имеющие в документе об образовании отметки не ниже 7 баллов по предметам профильных испытаний и заключившие целевой договор, зачисляются в вуз без вступительных экзаменов, по собеседованию. Подать документы и пройти собеседование они смогут в период с 20 по 22 июля.

Хочется обратить внимание выпускников школ и их родителей, что целевые договоры могут быть заключены с сельскохозяйственными организациями, управлениями сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов или комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов.

Целевая подготовка дает возможность абитуриентам самим выбрать местобудущей работы, поступать по отдельному конкурсу, который, как правило, значительно меньше общего; получать доплаты к основной стипендии в период обучения от организации, заключившей с ним договор; проходить производственные практики по месту будущей работы, что в дальнейшем позволяет быстрее адаптироваться к коллективу и месту работы.

У ребят еще есть возможность обратиться в вышеуказанные организации для заключения целевых договоров. Каждый молодой человек может сам определиться и предложить себя сельскохозяйственной организации для заключения с ним целевого договора на обучение в вузе или колледже по выбранной специальности с последующим прибытием на работу в это же хозяйство.

В свою очередь, заказчикам кадров необходимо использовать возможности отбора и направления на обучение в аграрные учреждения образования на условиях целевой подготовки профессионально ориентированной молодежи, которая после окончания обучения вернется на работу в организации своих регионов. Как показывает практика, наиболее успешно закрепляются специалисты, обучавшиеся по целевым договорам.

Хозяйства, заинтересованные в подготовке кадров и их дальнейшем закреплении, устанавливают ежемесячные доплаты к основной стипендии своим студентам-целевикам. Применяются и другие формы стимулирования такие, как гарантированное предоставление после окончания учебы жилья, возмещение расходов по найму жилья, оплата коммунальных расходов за счет средств хозяйства и другие.

Для нас важно, чтобы каждый абитуриент понимал, что получив специальность сельскохозяйственного профиля, его работа будет не мене престижной, чем в других отраслях, для этого государство предоставляет работникам (и в первую очередь – молодым специалистам выпускникам аграрных учреждений образования) гарантии, направленные на повышение их материального уровня и решение социальных вопросов.

В настоящее время действует ряд нормативных правовых актов, определяющих комплекс материальных стимулов и гарантий для молодых специалистов, это и доплаты к заработной плате в течение 5 лет работы, предоставление льготных кредитов на приобретение домашнего имущества и товаров первой необходимости, отсрочки от призыва на срочную военную службу на период работы на территории радиоактивного загрязнения, права призыва на службу в резерве и др. Действует ряд Указов Президента Республики Беларусь, предусматривающих решение жилищных вопросов молодых специалистов и работников сельскохозяйственных организаций.

В городах нет таких льготных условий, какие созданы для специалистов, проживающих в сельской местности и работающих в сельскохозяйственных организациях.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются для нашей страны ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, продовольственную и экономическую безопасность государства.

В настоящее время большое внимание уделяется технической модернизации отрасли, созданию и внедрению современных высокопроизводительных и энергоэффективных машин и оборудования, информационных систем управления технологическими линиями и операциями. На поля и фермы приходят роботы, внедряются биотехнологии, активно применяются новейшие научные разработки и достижения.

Выпускники аграрных вузов и колледжей имеют возможность без проблем устроиться на работу в организациях отрасли, стать успешными руководителями, быстро продвинуться по служебной лестнице.

Среди видных государственных деятелей, руководителей органов государственного управления, ученых много выпускников аграрных учреждений образования. Из 10 Героев Республики Беларусь 4 являются выпускниками учреждений образования аграрного профиля: Дубко А.И., Кремко В.И., Ревяко В.А., Карчмит М.А.

Приглашаем на учебу в аграрные вузы и колледжи молодых людей, которые ставят перед собой высокие цели. Современное сельское хозяйство именно для такой энергичной и целеустремленной молодежи. 

свернуть

УО "Могилевский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж"

развернуть

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНОВ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

развернуть

УО «Борисовский государственный строительный профессиональный лицей»

развернуть

Условия приёма (смотреть здесь).

Сайт учреждения (bgspl.ihb.by).

свернуть

УО «Белорусский государственный технологический университет»

развернуть

День открытых дверей (смотри здесь)

свернуть

УО «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

развернуть

ГУО "Минское областное кадетское училище"

развернуть

ГУО "Гимназия-колледж искусств г.Молодечно"

развернуть

условия приёма (смотри здесь)

день открытых дверей (смотри здесь)

свернуть

УО "Могилёвский государственный колледж искусств"

развернуть

УО "Солигорский государственный колледж"

развернуть

УО «Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей»

развернуть

УО "Слуцкий государственный колледж"

развернуть

Учреждение образования «Слуцкий государственный колледж»

осуществляет прием учащихся в 2021 году

 

На основе общего базового образования с получением общего среднего образования

Форма конкурсного отбора – отбор на основе отметок, указанных в документе об образовании

 

Специальность, квалификация

Срок

обучения

Форма

обучения

Технология хлебопекарного производства

Тестовод; машинист тесторазделочных машин; пекарь

3 года

 

Очная

Технология маслодельного, сыродельного и молочного производства

Оператор линии в производстве пищевой продукции; сыродел

2 года

9 месяцев

Очная

Техническая эксплуатация оборудования

Слесарь-ремонтник

Техническая эксплуатация электрооборудования

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

2 года

9 месяцев

Очная

Техническая эксплуатация оборудования    Слесарь-ремонтник

Технология сварочных работ   Электрогазосварщик

3 года

 

Очная

 

На основе общего среднего образования

Форма конкурсного отбора – отбор на основе отметок, указанных в документе об образовании

 

Технология маслодельного, сыродельного и молочного производства

Аппаратчик пастеризации; маслодел

1 год

 

Очная

Технология маслодельного, сыродельного и молочного производства

Оператор линии в производстве пищевой продукции

Лабораторные исследования и измерения в производстве

Лаборант химико-бактериологического анализа

1 год

6 месяцев

 

Очная

Торговое дело

Продавец

1 год

Очная

Общественное питание

Повар

1 год

 

Очная

 

На основе общего среднего образования с получением среднего специального образования

Форма конкурсного отбора – ЦТ (химия, русский или белорусский язык)

 

Технология хранения и переработки животного сырья (по направлениям). Технология хранения и переработки животного сырья (молоко и молочные продукты)  

2 года

6 месяцев

Очная

 

На основе профессионально-технического образования

Форма конкурсного отбора – вступительное испытание по специальности

Технология пищевых производств. Технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств

2 года

7 месяцев

Заочная

Форма конкурсного отбора – отбор на основе отметок, указанных в документе об образовании

Технология хранения и переработки животного сырья (по направлениям). Технология хранения и переработки животного сырья (молоко и молочные продукты)

2 года

9 месяцев

Заочная

Необходимые документы

Заявление на имя руководителя учреждения образования по установленной форме;

оригинал документа об образовании;

медицинскую справку о состоянии здоровья по форме, установленной Министерством здравоохранения;

документы, подтверждающие право поступающего на льготы при приеме на обучение;

6 фотографий размером 3 x 4 см;

выписка (копия) из трудовой книжки, и (или) копия гражданско-правового договора, и (или) копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – для абитуриентов, поступающих для получения среднего специального образования в заочной форме

 

 

 

 

 

Прием документов

Уровень

 профессионально-технического образования

Уровень среднего специального образования

на основе общего среднего образования

на основе профессионально-технического образования

с  15.06  по  20.08.2021

с  20.07  по 12.08.2021

с  20.07  по  12.08.2021

Вступительные испытания

 

с 13.08 по 15.08

 

Зачисление

с  21.08  по  25.08.2021

по 17.08.2021

 по 17.08.2021

Начало занятий  1 сентября 2021 года

Все учащиеся обеспечиваются общежитием

               

Наш адрес: 223610, Минская область, г. Слуцк, ул. Тутаринова, 3; тел (8-01795) 45860, 75220, 8(029)1428195

Сайт: www.sptk.by, «Информация для поступающих»

 

свернуть

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

развернуть

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» проводит с 13 марта по 8 апреля 2021 года Дни абитуриента Купаловского университета в онлайн-формате.

Целевая аудитория мероприятий – учащиеся, их родители, педагоги учреждений общего среднего образования.

В программе – работа интерактивных творческих площадок, тренинги, веб­квесты, виртуальные встречи, интенсивы, мастер-классы (программа прилагается). Мероприятия могут стать содержательным наполнением деятельности учреждений образования района в рамках шестого школьного дня.

Регистрация (обязательна) участников мероприятия будет осуществляться на сайте www.abit.by с 9 по 24 марта в соответствии с категориями:

педагоги - с 9 по 12 марта,

учащиеся - с 9 по 24 марта,

родители - с 9 по 24 марта.

Афиша

Программа

 

свернуть

УО "Ильянский государственный аграрный колледж"

развернуть

Активный гражданин

14.10.2021
развернуть

Право – неотъемлемая часть нашей жизни. Почти все регулируется с помощью правовых норм. Их понимание помогает нам в повседневных и важных делах, потому что мы вступаем в различные правоотношения, даже в самых незначительных на первый взгляд моментах. Такие знания особенно нужны несовершеннолетним, поскольку из-за правовой безграмотности они становятся жертвами правонарушений, а бывает, что сами нарушают закон. Имея необходимые юридические знания (например, о правах и обязанностях), понимая их смысл и назначение в обществе, человек становится способным отстаивать свои права и законные интересы, соблюдает общепринятые в обществе нормы, становится неравнодушным к проявлению беззакония.

14 октября в учреждении прошёл информационный час "Активный гражданин и его правовая культура". 

В ходе проведения информационного часа учащиеся получили возможность:

  • порассуждать, зачем нужно развивать свою правовую культуру;
  • как в этом помогут знания о правовой информации и государственной системе правовой информации;
  • получили дополнительную информацию о специализированном ресурсе для детей и подростков – Детском правовом сайте.
свернуть

УО "Марьиногорский государственный ордена "Знак почёта" аграрно-технический колледж имени В.Е.Лобанка"

развернуть

Белорусский государственный технологический университет (день открытых дверей)

развернуть

Учреждение образования "Копыльский государственный колледж"

развернуть

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси

развернуть

С целью совершенствования деятельности в сфере профессиональной ориентации школьников и решения проблем, связанных с поступлением молодежи в учреждения профессионального образования, Республиканский институт профессионального образования разместил справочник абитуриенту: «Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования Беларуси» на сайте. Смотри здесь.

свернуть

ГУО "Минское областное кадетское училище"

развернуть

УО "Витебская ордена "Знак Почёта" государственная академия ветеринарной медицины"

развернуть

Государственное учреждение образования "Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей"

развернуть

УО "Академия МВД Республики Беларусь"

развернуть

Информация об учебных заведениях Республики Беларусь

развернуть

Информация об учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by

свернуть

Что влияет на выбор профессии

развернуть

 8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

  1. Позиция старших членов семьи.

Есть взрослые, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

  1. Позиция товарищей, подруг.

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

  1. Позиция учителей, школьных педагогов.

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог узнает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

  1. Личные профессиональные планы.

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

  1. Способности.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

  1. Уровень притязаний на общественное признание.

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

  1. Информированность.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

  1. Склонности.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки в выборе профессии

Каждый человек в жизни не раз оказывался в ситуации выбора. Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности. От того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь.

Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие, материальное благополучие и профессиональная успешность.

Все ошибки в выборе профессии условно можно разделить на 3 группы:

  1. незнание правил выбора профессии,
  2. незнание самого себя,
  3. незнание мира профессий.
  4. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
  • Выбор профессии «за компанию», под прямым или косвенным влиянием товарищей.

Это классическая ошибка, которую, к сожалению, до сих пор продолжают допускать молодые люди. Выбор профессии «за компанию», плохо это или хорошо? Все зависит от удачи: хорошо, если избранная профессия будет соответствовать интересам и способностям человека, а если нет – неминуемо наступит момент разочарования, неудовлетворенности, желание «начать все с белого листа». Последствие такой ошибки, как правило, потерянное время. В худшем случае человек будет всю оставшуюся жизнь заниматься нелюбимым делом.

При выборе профессии необходимо учитывать СВОИ интересы, склонности, а не руководствоваться увлечениями своих друзей. Одно дело - сравнивать себя с другими и совсем другое – слепо подражать и пытаться быть, как все. Нужно прислушаться к себе и разобраться, что действительно интересно ВАМ, а не другу, увидеть различия между собой и товарищами. А потом сделать свой самостоятельный, осознанный и осмысленный выбор.

  • Перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию.

Типична ситуация, когда профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который вам симпатичен. Например, старшеклассник решает связать свою жизнь с географией только потому, что ему нравится учительница географии, интересный, обаятельный человек, увлеченный своим предметом… Если такой интерес к личности принимается за склонность к профессии – велик риск ошибки.

Или наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим человеком, представителем определенной профессии, может сформировать негативный стереотип о профессии в целом.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности профессиональной деятельности, а не выбирать профессию только по тому, что вам нравится или не нравится определенный человек, занимающийся данным видом деятельности.

  • Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если вам нравится какой-то определенный школьный предмет, интерес к нему не обязательно свидетельствует о том, что вам понравится и связанная с ним работа. Например, вам нравится иностранный язык. Существует много профессий, требующих знания иностранного языка. Понравится ли вам работа преподавателя иностранного языка, переводчика? Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках иностранного языка.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом нельзя. Школьный предмет - это еще не профессия, это область знаний, в которой можно продолжить образование. Необходимо учитывать, какие реальные профессии стоят за конкретными школьными предметами.

  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.

«Хочу быть директором» – очень распространенное желание среди выпускников. Директор – это не профессия, это должность. Подниматься по карьерной лестнице необходимо постепенно, шаг за шагом, постоянно повышая свою квалификацию, уровень образования.

Наибольших профессиональных успехов достигает тот, кто хорошо «прошел» все начальные ступени. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека.. Будьте готовы регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности.

Типичной ошибкой является также выбор не профессии, а высшего образования как такового. В последнее время всё чаще встречаются люди, которые поступают в ВУЗ только за тем, чтобы получить заветную корочку. Такой студент нацелен на диплом, а не на профессию. Сами решайте, какой профессионал из него получится. Да и по специальности такие выпускники в большинстве случаев не работают.

  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей.

Любая профессия предъявляет требования к состоянию здоровья человека – более или менее жесткие. Например, чтобы стать лётчиком или пожарным, нужно иметь стопроцентное здоровье.

Необходимо помнить, что наличие некоторых хронических заболеваний может быть противопоказанием для освоения многих профессий. Выбирая профессию, учитывайте состояние здоровья, особенности своего организма, поскольку существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, они могут ухудшить состояние вашего здоровья.

  • Незнание или недооценка своих психологических особенностей, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Человек не сможет достигнуть высоких результатов в работе, которая не отвечает его индивидуально-психологическим особенностям, способностям.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в той области, к которой у вас способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше.

При выборе профессии важно разобраться в своих личных качествах, изучить свои склонности, способности, учитывать особенности памяти, внимания, мышления, темперамента, … Разобраться в себе вам помогут профконсультанты, психологи, родители, учителя.

 

  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
  • Увлечение только внешней стороной профессии без учета её содержания и возможных трудностей.

Это одна из самых распространенных ошибок, которую допускают люди, осуществляя свой профессиональный выбор. Часто, размышляя о профессиях, мы представляем себе лишь вершину айсберга. Спортсмен успешно выступает на соревнованиях, легко и красиво выполняет показательные выступления, но за этой непринужденностью скрывается напряженная подготовительная работа, ежедневный труд. За легкостью, с которой актер создает на сцене яркий образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – гораздо чаще они анализируют большой объем информации, общаются со многими людьми, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой диктор на телевидении.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю привлекательность, нужно узнать как можно больше о содержании труда. Важно четко представлять себе, какие виды деятельности включает ваша будущая специальность, каковы трудности и особенности работы, не видимые посторонним взглядом.

  • Предубеждение в отношении престижности профессии.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный, ложный взгляд. На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. В области профессионального самоопределения мода проявляется как массовое предпочтение молодежью каких-либо профессий, восприятие их как самых престижных, что подчас прямо противоположно их реальной востребованности на рынке труда. Понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем. Возможно, к моменту окончания учебного заведения модными станут совершенно другие профессии.

«Престижность/непрестижность» - критерий слишком зыбкий, чтобы ориентироваться на него при принятии решений, определяющих дальнейшую судьбу. Первоначально должны учитываться ваши способности, интересы и склонности. Иначе будете владеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью.

  • Незнание требований профессии к человеку.

Каждая профессия выдвигает определённые требования к человеку – необходимые для её освоения профессионально важные качества. Например, чтобы успешно реализоваться, педагогу необходима эмоциональная устойчивость, а водителю – высокая скорость реакции. Работа бухгалтера требует предельной пунктуальности, устойчивости к однообразной, монотонной деятельности.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, необходимо в первую очередь ознакомиться с профессиограммой (описанием профессии). Профессиограмма раскрывает содержание деятельности специалиста, характеристику процесса и условия труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, область применения.

  • Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

На современном этапе развития общества во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).

Незнание современной динамики развития профессий, устаревшие представления о характере и условиях труда формируют необоснованно ложный стереотип о непрестижности некоторых профессий. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Нередко за названием профессии скрыт совершенно новый характер, темп и условия труда. Выбирая профессию, нужно стремиться узнать ее современный облик.

Отнеситесь к выбору профессии ответственно. Здесь нет мелочей – все очень важно. Всех этих ошибок можно избежать, если реально оценивать свои возможности, знать особенности нервной системы, памяти, внимания, мышления, темперамента, если требования профессии совпадают с интересами и склонностями.

свернуть

Правила выбора профессии

развернуть

Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание - залог успеха в жизни для любого человека. Но решается этот важный вопрос нередко на уровне интуиции, иногда под влиянием настроения, давления родителей, путем проб и ошибок. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: при выборе профессии надо учитывать три фактора: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем компонентам. Таким образом, чтобы выбор профессии был оптимальным, надо ответить себе на следующие вопросы:

  • Чем я хочу заниматься, к чему имею склонности?Что мне нравится делать? Какой вид деятельности меня привлекает?

Необходимо проанализировать свои желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, определить, чем вы хотите заниматься, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, какой вид деятельности вас привлекает. Если при выборе будущей профессии исключить склонности, то, работая по выбранной специальности, вы не будете получать удовольствие от процесса труда. От наличия склонностей зависит привлекательность работы для человека, интерес к ней. Склонности, стремления личности, мотивы, желания, интересы условно обозначают выражением «Я хочу».

  • Смогу ли я?Смогу ли я получить выбранную специальность? Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой "душа лежит"?

Необходимо оценить свои профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент).

Если при выборе будущей профессии исключить ваши возможности, то можно просто не получить выбранную специальность или потом не устроиться на работу. Возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент) условно можно выразить словами «Я могу».

  • Есть ли спрос на мою профессию? Востребована ли эта профессия на рынке труда? Смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, есть ли перспективы у моей профессии?

Необходимо узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Если при выборе будущей профессии исключить спрос на рынке труда, то может случиться так, что вы просто не сможете найти себе работу по специальности или оплата вашего труда не будет соответствовать вашим потребностям. «Надо» - потребности общества в кадрах.

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • Ø интересна и привлекательна для вас,
  • Ø соответствует вашим способностям, состоянию здоровья,
  • Ø пользуется спросом на рынке труда.

Профессию необходимо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.

Самые востребованные и невостребованные профессии в Беларуси

Лето не за горами, а это значит, выпускникам скоро поступать в ВУЗы и колледжи Беларуси. Сейчас многие будущие студенты, а также их родители, озабочены одним вопросом: какое образование получить, чтобы быть востребованным на рынке труда страны и не оказаться безработным. Мы сделали подборку самых нужных профессий в Беларуси, а также тех специалистов, которые сегодня в избытке. Итак, пятёрка самых востребованных профессий по данным кадровых агентств:

1. Специалисты в сфере IT-технологий, программисты, компьютерщики. Дефицит данной категории профессионалов, по мнению экспертов, в Беларуси будет с каждым годом только расти. Да и зарабатывают они весьма прилично.

2. Рабочие строительных специальностей. Из-за финансового кризиса многие квалифицированные работники строительных организаций уехали или планируют уехать из Беларуси в соседние страны, в первую очередь – в Россию. Поэтому нехватка данных специалистов в нашей стране в данный момент очень велика.

3. Медицинские работники – медсёстры, фельдшеры, врачи. Сейчас в нашей стране наблюдается острая потребность в заполнении вакансий медперсонала. Поэтому те, кто пойдёт учиться в эту сферу, никогда не будет безработными.

4. Инженерно-технические специалисты. Данные профессии были востребованы в Беларуси всегда. Скорее всего, эта тенденция сохраниться и в дальнейшем.

5. Продавцы, кассиры.

Торговые сети как в Минске, так и в других городах Беларуси на данный момент развиваются весьма успешно, поэтому потребность в данных специалистах будет только возрастать. Также весьма востребованы водители городского транспорта, бизнес-аналитики, тестировщики, специалисты внешнеэкономической деятельности, владеющие иностранным языком. Весьма перспективны профессии логиста, дизайнера, архитектора, переводчика и банковского работника. А в сельской местности нужны трактористы, водители, операторы машинного доения, зоотехники, ветврачи и агрономы. Пятёрка специалистов, которые чаще других находятся в поиске работы, выглядит следующим образом:

1. Бухгалтер. Несмотря на то, что такой специалист нужен практически любой фирме, белорусов с дипломом бухгалтера слишком много. Сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток этих специалистов.

2. Экономист. Всё вышесказанное про бухгалтера применимо и к этой специальности.

3. Юрист. Специалистов с юридическим дипломом в Беларуси, как говориться, пруд пруди. Данная ситуация сохранится в нашей стране ещё достаточно долго, так что лучше трижды подумать, прежде чем поступать на юридическую специальность.

4. Специалист или инспектор по кадрам.

5. Секретарь.

 

свернуть