Школа - территория здоровья

687474703a2f2f6c69746365792e72752f706172735f646f63  

 

Девиз проекта:

всё имеет смысл, пока есть здоровье.

 

 

Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

 

Правильная осанка у детей

развернуть

 

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет.

Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны.

Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой?

Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

 

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе. Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки: правильное питание; свежий воздух; хорошая освещенность в комнате; правильно подобранная мебель по росту ребенка; перенос тяжестей; правильная поза при сидении; двигательная активность.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать о том, что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

свернуть

Сформированность у учащихся установки на сохранение здоровья

развернуть

 

 

Класс

 

Количество проанкетированных учащихся

 
Количество детей, набравших 45 баллов и более % от общего количества проанкетированных учащихся
1

8

0

0

2

4

2

50

3

8

0

0

4

4

1

25

5

9

0

0

6

12

5

41,7

7

14

1

5,9

8

6

1

16,7

9

13

0

0

10

8

4

50

Удельный вес учащихся, у которых сформированы установки на сохранение здоровья 86 14 16,3

 

свернуть

Информированность учащихся о фактах риска, формирующих здоровья

развернуть

 

 

Класс

 

Количество проанкетированных учащихся

 
Количество детей, набравших 45 баллов и более % от общего количества проанкетированных учащихся
1

8

7

87,5

2

4

4

100

3

8

3

37,5

4

4

2

50

5

9

2

22,2

6

12

7

58,3

7

14

5

35,7

8

6

1

16,7

9

13

1

7,7

10

8

1

12,5

Удельный вес учащихся, которые информированы о факторах риска 86 33 38,4

 

свернуть

Состояние здоровья учащихся по данным самооценки

развернуть

 

 

Класс

 

Количество учащихся в классе, принявших участие в анкетном опросе

Учащиеся, которые набрали 3 и менее балла
Количество % от общего количества учащихся в классе, принявших участие в анкетном опросе
1

8

6

75

2

4

2

50

3

8

5

62,5

4

4

1

25

5

9

4

44,4

6

12

5

41,7

7

14

7

50

8

6

5

83,3

9

13

3

23

10

8

1

12,5

Общий % по УО 46,8

 

свернуть

Индекс здоровья

развернуть

 

 

Класс

 

Количество учащихся в классе

Учащиеся, которые ни разу не болели в течение учебного года

Количество

% от общего количества учащихся в классе

1

11

5

45,5

2

10

4

40

3

13

5

38,5

4

7

2

28,6

5

16

4

25

6

17

6

35,3

7

15

5

33,3

8

9

3

33,3

9

13

4

30,8

10

8

4

50

"Индекс здоровья"

119

42

35,3

 

свернуть

Информационная характеристика проекта

развернуть

Проект «Школа – территория проекта»

Девиз проекта «Всё имеет смысл, пока есть здоровье»

Главная идея проекта. Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни.

Участники проекта.   Заместители директора по основной деятельности, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры.

Сроки реализации проекта: 2019-2021 гг.

Принципы :

  1. Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.
  2. Деятельный подход: игровой, творческий.
  3. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.
  4. Комплексный подход: использования профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта:        школьная газета «Орбита», сайт учреждения и информационный стенд.

  1. Обоснование и актуальность проекта

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причём иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребёнка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своём теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершают множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа – территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путём интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

  • формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
  • создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
  • создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • педагогам учреждения применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе.
свернуть

Проект "Школа - территория здоровья"

развернуть
  1. Анализ деятельности учреждения по укреплению и сохранению здоровья обучающихся

В здании государственного учреждения образования «Городьковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим.

В 2018/2019 учебном году в учреждении обучалось 124 учащихся и 37 воспитанников.  Имеется 13 учебных кабинетов, 1компьютерный класс, мастерская, пункт коррекционно-педагогической помощи, актовый и спортивный залы. Уроки физической культуры и здоровья в холодное время года проводятся в спортивном зале, а в теплое время - на стадионе.

Имеются кабинет социально-педагогической и психологической помощи, кабинет общественных организаций.

Школьная столовая вмещает 60 человек. Для учащихся в учебное время организовываются горячие завтраки и обеды согласно утвержденному графику. Обеспечен 100% охват учащихся бесплатным питанием. В период с сентября по июнь месяц пища витаминизируется витамином «С».

Ежедневно по графику работает медицинский кабинет, в котором оказывается первая медицинская помощь. В медицинском кабинете имеется необходимое оборудование и инструментарий.

В учреждении используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного освещения используются люминесцентные лампы. Для учреждения характерно озеленение учебных кабинетов, классных комнат, группы продлённого дня.

Социальный статус семей обучающихся: многодетные семьи – 30 (98 детей), неполные семьи – 26 (48 детей), малообеспеченные семьи – 4 семьи (6 детей), семьи, воспитывающие детей-инвалидов – 3 (3 детей).

Учебные занятия в 1-11 классах организованы в одну смену. Продолжительность учебных занятий – 45 минут, в 1 классе – 35 минут.

Функционирует группа продлённого дня для 25 учащихся начальной школы, что составляет 46%

В период каникул для учащихся работают лагеря с дневным пребывание на базе учреждения: 45 учащихся (на осенних, зимних, весенних каникулах) и 30 учащихся (на летних каникулах). В период летних каникул ребята имеют возможность отдохнуть в круглосуточных оздоровительных лагерях района и за его пределами.

По медицинским показателям в 2018/2019 учебном году было организовано обучение на дому по общеобразовательной программе для Рачковской Галины, учащейся 9 класса.

Пропаганде здорового образа жизни отводится значительное место в образовательном процессе. В учреждении проводятся видеозалы, конкурсы рисунков, плакатов, игровые программы, встречи с представителями здравоохранения, тематические классные и информационные часы, выступления лекторской группы «Равный обучает равного», демонстрация видеороликов на переменах. В сельской библиотеке организовываются выставки литературы по проблемам профилактики алкогольной, никотиновой, наркотической зависимости.

Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни проходит через спортивно-массовую работу: дни здоровья (каждая вторая суббота месяца), спортивные праздники и акции, викторины. Учащиеся принимают активное участие в районной спартакиаде школьников Воложинского района и районной круглогодичной спартакиаде учителей физической культуры.

Проводятся мероприятия по предупреждению риска суицидального поведения детей и подростков: тематические классные часы, выставка-конкурс рисунков «За здоровый образ жизни!», психосоциальное анкетирование.

Однако в результате анализа общешкольной карты здоровья выделены ведущие формы патологий. К ним относятся заболевания органов пищеварения, органов зрения, центральной нервной системы. Наличие патологий является одной из причин сниженной работоспособности и повышенной утомляемости учащихся.

  1. Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения
  2. Функции медицинской службы:
  • проведение диспансеризации обучающихся;
  • медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья;
  • пульсометрия;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы.
  1. Функции администрации:
  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
  • организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
  • организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
  • обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
  • разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и её контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и её контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей.
  1. Функции классного руководителя, воспитателя групп дошкольного образования:
  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
  • организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

- частых заболеваний учащихся;

- детского травматизма на дорогах;

- наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактической работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение:

- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

  1. Этапы реализации проекта

Первый этап: подготовительный (сентябрь 2019)

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
  2. Подготовка программно-методического обеспечения.
  3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
  4. Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
  5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями образования для реализации проекта «Школа – территория здоровья».

Второй этап: практический (2019-2020). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».

  1. Проведение заседаний при заместителе директора.
  2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий.
  3. Создание методической копилки опыта.
  4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении.
  5. Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
  6. Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
  7. Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

Третий этап: обобщение и оценка результатов деятельности (2020-2021).

  1. Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья».
  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
  4. Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
  5. Публикации, распространение опыта.
  6. Модель личности обучающегося

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника учреждения

(в контексте формирования культуры здорового образа жизни)

в соответствии с конкретными методиками

 

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

Учащиеся должны знать:

- основы личной

гигиены;

- принципы здорового образа жизни;

- о влияние алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь и действовать:

- выполнять правила здорового образа жизни;

- владеть основами

личной гигиены;

- критически воспринимать рекламу, которая пропагандирует алкоголь, табак и другие вредные вещества;

- иметь уровень физической подготовленности в соответствии с возрастом

Учащиеся должны знать:

- основы строения и

функционирования организма человека;

- изменения в организме человека в пубертатный период;

- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы,

выносливости, ловкости;

- о гигиене умственного труда;

- об административной и уголовной ответственности за потребление и распространение психоактивных средств.

Учащиеся должны уметь и действовать:

- умение оценивать своё физическое и психическое состояние;

- критически воспринимать рекламу, которая пропагандирует алкоголь, табак и другие вредные вещества;

- уметь поддерживать физическую форму;

- иметь уровень физической подготовленности в соответствии с возрастом.

Учащиеся должны знать:

- что представляет собой здоровье, его основные аспекты и компоненты, факторы риска;

- способы безконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы;

- об административной и уголовной ответственности за потребление и распространение психоактивных средств и убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- о гигиене умственного труда;

- о референтных группах, о социальных влияниях, оказываемых на человека различными агентами влияния;

- способы безконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы.

Учащиеся должны уметь и действовать:

- поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный образ жизни, ориентированный на здоровый образ жизни;

- отстаивать собственный выбор в вопросах поддержания здорового жизненного стиля;

- иметь уровень физической подготовленности в соответствии с возрастом.

 

  1. Предполагаемый результат
  2. Снижение показателей заболеваемости детей.
  3. Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
  4. Повышение качества и уровня обучения школьников.
  5. Повышение уровня воспитанности детей и подростков.
  6. Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
  7. Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.
  8. Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
  9. Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающихся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
  1. Методы контроля над реализацией проекта

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.

  1. Основные направления деятельности проекта

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья;
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объёма домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование психолого-медико-педагогической деятельности;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
  • режим дня, бытовые условия;
  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.
  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
  • здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
  • здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
  1. Реализация основных направлений программы:
  2. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  3. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  4. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  5. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  6. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  7. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  8. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  9. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  10. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
  11. Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью, проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  12. Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  13. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
  14. Формы работы:
  15. Учёт состояния детей:
  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
  1. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
  • динамические паузы;
  • индивидуальные занятия;
  • организация спортивных перемен;
  • дни здоровья;
  • физкульминутка для учащихся;
  • организация летних оздоровительный лагерей с дневным пребыванием.
  1. Урочная и внеурочная работа:
  • открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
  1. План мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

1. Организация образовательного процесса. Режим работы учреждения

1.1.

Расписание игровых, учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся  различных возрастных групп

сентябрь январь

Заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе

1.2.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

сентябрь январь

Заместитель директора по воспитательной работе

1.3.

Организация индивидуальных занятий с детьми на дому

в течение года сентябрь

Заместитель директора по учебной работе

1.4.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.)

по учебным программам в течение года

Педагоги

1.5.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания  учащихся

постоянно

Заместитель директора по учебной работе,

педагоги

1.6.

Преподавание учебного материала с учётом возрастных особенностей учащегося и отклонений в здоровье

постоянно

Заместитель директора по учебной работе, педагоги

1.7.

Организация работы логопедической службы с воспитанниками дошкольных групп, учащимся 1-4 классов

сентябрь

Учитель-дефектолог

1.8.

Создание условий и обеспечение материально-технической базы для проведения уроков физической культуры и здоровья

постоянно

Директор, заведующий хозяйством

1.9.

Постоянное наличие сменной обуви

постоянно

Классные руководители

1.10.

Мониторинг здоровья детей

постоянно

Медицинские работники  Городьковской амбулатории

1.11.

Медицинское обследование учащихся призывного возраста

по срокам военкомата

Медицинские работники, учитель допризывной подготовки

1.12.

Организация в режиме учебного дня

- правильное размещение учащихся при посадке;

- гимнастика до уроков (1-4 классы);

- физминутка на уроках (1-11 классы);

- гимнастика для глаз на каждом уроке;

- режим проветривания;

- динамические паузы между уроками

ежедневно

постоянно

Классные руководители, педагоги

 

1.13.

Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья:

- через проведение уроков по ОБЖ;

- проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья;

- привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья

- работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни

по плану

Классные руководители, педагоги, специалисты СППС, врачи Воложинской ЦРБ

2. Контроль за учебной нагрузкой

2.1.

Рациональное распределение контрольных работ

график

Заместитель  директора по учебной работе

2.2.

Контроль за дозировкой домашнего задания

по плану самоконтроля

Заместитель  директора по учебной работе

2.3.

Внедрение в образовательный  процесс здоровье сберегающих технологий

постоянно

Заместитель  директора по учебной работе

3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья

3.1.

Выполнение санитарно -гигиенических норм к условиям обучения в здании учреждения

постоянно

Заведующий хозяйством

3.2.

Разработка нормативных правовых документов по охране здоровья в кабинетах с повышенной пожароопасностью и травмоопасностью (коррективы)

сентябрь, в течение года по необходимости

Заместитель директора по учебной работе, заведующие кабинетами

3.3.

Создание условий на территории учреждения для учебных, игровых занятий и отдыха

постоянно

Заведующий хозяйством

3.4.

Обеспечение светового и теплового режима в учреждении

постоянно

Заведующий хозяйством

3.5.

Своевременный инструктаж по охране труда и соблюдению требований санитарно-гигиенических норм работников учреждения  и учащихся

регулярно

Ответственные лица

4. Медицинское обслуживание

4.1.

Сбор информации о состояние здоровья детей

сентябрь

Медицинские работники

 Городьковской амбулатории

4.2.

Плановые медицинские осмотры, прививки обучающихся

по плану

Медицинские работники

Городьковской амбулатории

4.3.

Прохождение медицинских обследований работниками учреждения

по графику

Работники учреждения

4.4.

Установление специального режима в период карантина

в период карантина

Заместители директора, классные  руководители 

4.5.

Оказание первой доврачебной помощи ребёнку

по необходим.

Медицинские работники

4.6.

Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий

по плану работы

Заместитель директора по воспитательной работе

4.7.

Проведение Дней здоровья

по плану

Классные руководители, учитель физической культуры и здоровья

4.8.

Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся в каникулярный период

в течение года по плану

Заместитель директора по воспитательной работе

4.9.

Участие в работе медико-психолого-педагогических консилиумах, педсоветах, совещаниях

по плану работы

Медицинские работники

4.10.

Анализ состояния здоровья обучающихся; подготовка листов здоровья

по плану работы

Медицинские работники

Городьковской амбулатории

4.11.

Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие медицинской справки)

постоянно

Классные руководители, медицинские работники

Городьковской амбулатории

4.12.

Просвещение участников образовательного процесса

по плану работы

Медицинские работники

Городьковской амбулатории

5. Работа социально-педагогической и психологической службы

5.1.

Психолого-педагогические семинары

по плану работы

Педагог-психолог

5.2.

Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся

в течение года

Педагог-психолог

5.3.

Социальная поддержка малообеспеченных и нуждающихся семей

постоянно  по плану соц. педагога

Педагог социальный

5.4.

Адаптация учащихся I классов к школе, V классов ко II ступени, X классов к обучению в старшем звене

октябрь

ноябрь

Заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог

5.5.

Работа по формированию социально-психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности

постоянно

Педагог социальный

5.6.

Формирование корректного этичного отношения к личности ребёнка и его здоровью

постоянно

классные руководители, педагоги

5.7.

Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков

по запросу

Педагог-психолог

6. Организация здорового и рационального питания обучающихся

6.1.

Обеспечение столовым оборудованием и мебелью

июнь-август

Заведующий хозяйством

6.2.

Организация бесплатного питания

по плану

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

6.3.

Выполнение распорядка питания согласно режиму

постоянно

Ответственный за питание

6.4.

Охват горячим питанием школьников

постоянно

Классные руководители

6.5.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Ответственный  за организацию питания

7. Организация внеурочной воспитательной работы

7.1.

Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день

сентябрь, январь

Заместитель директора по воспитательной работе

7.2.

Туристско-краеведческая деятельность

по плану работы

Педагоги

7.3.

Просветительская деятельность

 

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные часы, беседы; наглядная агитация

Классные руководители

8. Спортивно-оздоровительная работа

8.1.

Пропаганда и обучению приёмам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья, ОБЖ

8.2.

Охват учащихся внеклассной спортивно-массовой  работой

сентябрь

Учитель физической культуры и здоровья

8.3.

Организация внеурочных спортивных мероприятий (Дни здоровья, соревнования, походы)

по плану

Учитель физической культуры и здоровья

8.4.

Работа спортивных секций, занятий дополнительного образования на базе учреждений

по плану работы

Учитель физической культуры и здоровья

8.5.

Организация летнего оздоровительного отдыха школьников

апрель - август

заместитель директора по воспитательной работе, начальник лагеря

9. Контроль за состоянием здоровья обучающихся

9.1.

Статистические данные по состоянию здоровья обучающихся

в течение года

Медицинский работник Городьковской амбулатории

9.2.

Анализ воспитательной работы

в течение года

 

 

 

 

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог социальный, классные руководители

 

- по профилактике злоупотребления ПАВ;

- по спортивно-оздоровительной работе;

- по туристско-краеведческой деятельности;

- по развитию движения за здоровый образ жизни;

- по просветительской деятельности за здоровый образ жизни;

9.3.

Анализ работы социально-педагогической и психологической службы

по каждому полугодию

Специалисты СППС

9.4.

Мониторинг охвата учащихся горячим питанием

в течение года

Ответственный за организацию питания

 

9.5.

Организация работы по наличию сменной обуви

в течение года

Классные руководители

9.6.

Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся

согласно плана самоконтроля

Заместитель директора по учебной работе

9.7.

Статистика социального статуса родителей и учащихся, оказание необходимой помощи

в течение года

Специалисты СППС

9.8.

Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации программы по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи;

май-июнь

Заместитель директора по воспитательной работе

9.9.

Психолого-педагогические консилиумы

в течение года

Заместители директора по учебной и воспитательной работе

9.10.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся на совещаниях

по плану работы

Директор, заместители директора

9.11.

Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся  с родителями

по плану работы с родителями

Классные руководители

9.12.

Работа школьной социальной службы по охране здоровья школьников

по плану работы

Специалисты СППС

9.13.

Контроль за соблюдением ТБ, ППБ, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении

постоянно

Заместители директора

 

  1. Показатели эффективности реализации проекта:

- результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);

- не менее 50% школьников включены в деятельность спортивных секций;

- 100% выполнения требований СанПиНов;

- более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;

-  положительная динамика здоровья учащихся за три года;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учёте;

- степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;

- последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;

- наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:

- отсутствие перегрузок, валеологическое расписание;

- выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно-тепловой режим и т.д.).

- повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;

- уровень взаимодействия образовательного учреждения с родителями и социальными партнерами по укреплению и сохранению здоровья;

- наличие программ, рекомендаций по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

 

свернуть